Капризный ребёнок
- Что же происходит с моим ненаглядным ребенком, все плачет и плачет.
Игрушек уже столько, что не хватает места на полках.
Что ему не хватает!
- Да, да. И мой такой же. Уже в пятый класс пошел, все чем-то недоволен.
И поговорить не получается, сразу нервничает и уходит в свою комнату.
Причина детских слез не всегда физическая боль от ранений, но часто душевная боль от непонимания.
Как же понять наших «кровиночек».
Итак, во-первых, научитесь слушать ребенка.
Возможно он уже все сказал, просто мы не услышали за «нытьем» причину неудовольствия.
Часто родители, требуя послушания, не тратят время на выяснение причин плохого настроения у ребенка.
Взрослым кажется невероятным, что у обеспеченного сверх меры чада возникает объективная причина для слез.
Скорее это просто каприз, опять хочется новенького.
И проще этот вопрос решить приобретением новой игрушки.
Но по существу конфликт не решен, просто законсервирован.
Так что не удивляйтесь если скоро опять будут слезы и истерики.
Во-вторых, пока слушаем не критикуем, не обвиняем, не сомневаемся.
Просто слушаем, давая понять, что готовы верить и вникать.
На деле если уделим ребенку 5-10 минут чтобы рассказать о беде, мы не потеряем много времени и успеем сделать свои дела.
Подумайте о том, чтобы дать ребенку шанс быть услышанным.
Человеку не зависимо от возраста и социального положения важно быть понятым и принятым.
Считая глубину детских переживаний несерьезной по сравнению с собственными, взрослые обманывают сами себя.
Что такое сломанная игрушка, съеденное кем-то печенье, сказанное обидное слово по сравнению с задержкой зарплаты или ссорой с коллегой на работе!
Но ведь для ребенка это то же самое. Мы повзрослели, и наши беды повзрослели вместе с нами.
Иногда чтобы успокоиться, ребенку достаточно убедиться, что его поняли.
Просто поняли. Когда вызывает начальник, как вы слушаете его? Наверняка внимательно.
Ведь руководство это ценит.
Так почему же так сложно, не отвлекаясь на домашние хлопоты, показать ребенку, как он важен и ценен для родителей. Давайте уделим минутку, чтобы посмотреть в любимые глаза и выслушать его вселенскую проблему.
Только без смеха. То, что взрослым кажется забавным, для ребенка серьезно.
Если обещаете выслушать, но при этом говорите по телефону, работаете на компьютере, моете посуду и т.п., то сложно убедить собеседника в заинтересованности.
Оставьте занятия и на десять минут сосредоточьтесь на беседе.
В-третьих, вычленяем эмоцию, которую испытывает ребенок, и одним словом в утвердительной форме озвучиваем ее.
Если кажется, что ребенок обиделся, так и скажем: «Ты обижен».
Но ни в коем случае не задавайте вопрос: «Ты обиделся?».
На первый взгляд разница невелика, но на самом деле огромна.
Дело в том, детям в силу возраста сложно разобраться в чувствах, они приходят сообщить о своих бедах.
Если зададите вопрос, то возможно натолкнетесь на неприятие и отторжение и напротив, когда утверждаете, то помогаете осознать и принять.
Кажется, несложно. Но в первое время придется серьезно над этим поработать.
Без привычки сложно отказаться от вопросительных интонаций.
Не бойтесь ошибиться, если неверно истолкована причина, ребенок поправит.
Но если «угадали», ребенок уйдет удовлетворенным и успокоенным.
Рассмотрим пример.
Максим приходит с тренировки злой, швыряет в коридоре сумку и не здороваясь проходит на кухню.
Мама спрашивает его, что случилось.
Сын, показывая разбитое колено, рассказывает, что Арман налетел на него и сбил с ног, но тренер не назначил штрафной.
Сначала маме кажется, что разбитое колено вызвало такой шквал эмоций и она говорит: «Больно».
Но Максим раздражается и возражает, причем тут колено.
Мама произносит: «Тебе обидно».
Тогда Максим продолжает рассказывать, снижая градус беседы, понимая, что перед ним союзник.
Давайте будем внимательнее к нашим детям, пусть чувствуют нашу поддержку и заботу.
И пусть в наших семьях воцарятся мир и гармония.